Секретные пещеры
Лхаса является сердцем и душой Тибета. На протяжении веков она служила обителью Далай-Лам и притягивала бесчисленное множество паломников. До сих пор этот город остаётся загадкой, не взирая на всё более усиливающееся китайское влияние. С какой бы стороны вы не въезжали в этот город, первое, что замечаешь — это Потала, гигантское бело-красное сооружение, напоминающее собой огромную крепостную стену, раскинувшуюся над всем городом. Именно вид этого сооружения повергал путников, входящих в священный город, в изумление на протяжении более четырех веков.
Бывшая резиденция Далай-Ламы, она служит выражением надежды тибетцев на восстановление собственного правительства. История Поталы восходит к VII веку, когда царь Сронцзан Гампо распоряжается построить в центре Лхасы, на «Красной Горе» дворец.
Слово «Пота-ла» в примерном переводе обозначает: «Мистическая Гора». Потала расположена на 3700 метрах над уровнем моря, ее высота составляет 115 метров, разделенных на 13 этажей, что совсем не случайно, согласно древней традиции Бон-по, общая площадь которых более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет «где-то более тысячи», и найдется совсем немного людей, которые смогли обойти их все. Все здание разделено на Красный и Белый дворец. На строительство было затрачено несметное количество камня, дерева, золота и драгоценных камней. Это тринадцатиэтажное здание кажется просто огромной скалой. Белые стены, бесчисленные окна и плотно прижатые крыши на разных уровнях превращают его в опознавательный знак, заметный отовсюду. На этом месте раньше стоял дворец Сонгстена Гампо, который в VII веке н. э. был буддийским правителем Тибета. При нем в городе был основан большой храм Джоканг. Столетия спустя, в 1645 году. Далай-лама V, он же владыка Тибета, приказал возвести дворец на месте бывшей резиденции. Когда в 1682 году он умер, строительство еще не было закончено. О кончине Далай-ламы умалчивали вплоть до 1694 года, когда, наконец, дворец был выстроен. С тех пор и до 50-х годов XX века дворец оставался резиденцией тибетского правительства. Дворец был зимней резиденцией Далай-ламы до 1959 года, пока нынешний Далай-лама XIV не эмигрировал в Индию. Теперь здесь музей. Личные покои Далай-лам находятся на верхних этажах постройки. В главной части здания — правительственные помещения, комнаты обслуживающего персонала, состоявшего исключительно из монахов, и монашеской школы. Были здесь также комнаты для медитации, библиотеки, оружейные палаты, зернохранилища, кладовые, камеры пыток (!) и карцер. Мы посетили гробницы Далай-ламы V и его преемников. Их саркофаги украшены золотом и драгоценными камнями. Серебряный саркофаг Далай-ламы XIII, скончавшегося в 1933 году, стоит на высоте 21 метр и просто забит драгоценными камнями. Но, главные ценности не материальные, не здесь.
Всего в нескольких десятках метров позади Поталы, находится небольшой парк с маленьким островком, на котором есть очень необычный храм. Для нашей группы это место особое — только здесь сохранились древние фрески изображающие последовательный процесс самой секретной йогической духовной практики — трансформацию физического тела в тело света. То есть, обычное физическое тело совершает на столько серьезное преобразование, что превращается в видимую часть спектра света!
Этот храм являлся долгие года секретным храмом Далай-ламы. Почему секретным? Потому, что, являясь светским правителем и главой традиции Гелугпа (монашеская школа со строгой дисциплиной использующая так называемый долгий, «постепенный» путь достижения духовной реализации), он практиковал йогу уровня традиции Дзогчен (метод мгновенного духовного постижения) в тайне. Местные жители, которые приходят сюда по обыкновению, ставят ритуальные светильники и пытаются просунуть в щели один-два юаня с целью получить заслугу в этой или следующей жизни, даже не подозревают, что эти выгоревшие от времени картинки дают возможность полной духовной реализации с помощью самого эффективного в мире учения «прямого пути».
Официальным духовным центром Лхасы является храм Джоканг, расположенный восточнее Поталы. Это самый древний, самый священный и наиболее посещаемый храм Тибета после Самъе. Сюда, где в загадочной полутьме, окутанные дымами благовоний и масляных светильников, возвышаются величественные статуи золотых Будд, каждый день приходят тысячи людей. Вокруг храма пролегает «Баркхор», или кольцевой маршрут паломничества — прадакшина, по которому следует двигаться по направлению часовой стрелки. Такой символический круговой обход совершают практически вокруг любого святого или важного для буддистов места. Проходя по Баркхору вместе с тысячами паломников, кажется, что вы окунулись в средневековую атмосферу Тибета. Храм сооружен на месте древнего озера, где, по преданию, живет сильный демон, управляющий практически всей территорией Тибета. Древнее искусство Васту полностью реализовалось именно здесь, где на месте сердца демона построен храм — связывающий все разрушительные энергии и использующий их во благо
В главном святилище храма, в алтарной части, где установлена статуя изображающая тантрический, («не двойственный») союз божества Хайягривы, имеется углубление внизу, куда стоящий неподалеку лама предложит каждому залезть полностью с головой — углубление в камне специально обито шелком и по форме напоминает форму черепа не для того, чтобы получить благословение, как думают многие, а для того, чтобы у тех немногих подготовленных верующих, сознание «вдруг» внезапно озарилось и они в то самое мгновение достигли «просветления».
Неподалеку, в одном из главных храмов можно увидеть древнее изображение самого гуру Падмасамбхавы, который в руках держит посох резко направленный в сторону любого входящего. Его сосредоточенный, грозный вид может повергнуть в смятение, если не знать что за этим кроется. А история такова. Когда-то давно там, в течение года, медитировал сам Падмасамбхава, а ему прислуживал старый и не грамотный старик. Когда пришло время Падмасамбхаве покинуть это место, старик, отдав все, что у него было, попросил дать ему краткое учение, которое ему, неграмотному и необразованному, с изношенным старым телом, помогло бы достигнуть быстрой реализации и стать Буддой. Гуру так и сделал, дав наставления, которые позже были записаны княжной из древнего рода. В момент объяснения, гуру направил на старика свой посох в самое сердце, и, указав ему на его собственное состояние сознания, дал наставления, которые помогли ему стать в последствии великим йогином, достигшим реализации.
Именно этот момент (когда Падмасамбхава направляет свой посох) изображен в храме монастыря Сэра
Несколько слов об истории главного монастыря Тибета.
Царь Трисонг Децен, почитаемый тибетцами как эманация Манджушри (Бодхисаттва мудрости), вступил на трон в возрасте 13 лет. К 20 годам, задавшись целью утвердить буддизм в Тибете, при содействии Ба Триши, он пригласил из Индии настоятеля монастыря Викрамашила, великого учителя Шантаракшиту. Учителя пригласили для официального установления буддийского монашества в Тибете. Буддийские храмы, уже были построены около 130 лет назад при участии царя Сронгцзен — Гампо и его цариц, но из-за враждебности со стороны аристократических семей, принадлежащих к религии Бон (кто захочет делиться властью?), официальные предписания буддийской религии не соблюдались. Так было и ко времени, когда Трисонг Децен вступил на престол. Задумав построить комплекс Самье, царь столкнулся с неожиданным препятствием со стороны, как аристократии, так и оккультных сил: местные духи и представители древних родов практикующих традицию Бон — помешали строительству. Тогда, по совету Шантаракшиты, царь послал в Индию гонцов, чтобы пригласить великого йогина Падмасамбхаву из легендарной страны Уддияны, с целью подчинить враждебные силы. Падмасамбхава дал согласие, пересёк тибетское плоскогорье и на вершине горы, к востоку от Самье, сокрушил местных демонов. Покорив вредоносных существ, он взял с них обещание не вредить буддизму. Более того, многие из божеств, стали «защитниками учения».